ВЛАДИМИР ТОЛСТОЙ: «КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ХАКАСИИ – ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»

ВЛАДИМИР ТОЛСТОЙ: «КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ХАКАСИИ – ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»

ВЛАДИМИР ТОЛСТОЙ: «КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ХАКАСИИ – ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ»
07.07.2014

Одним из спикеров Международного культурно-туристского форума «Сибер Ил» в Хакасии стал Владимир Толстой, праправнук великого классика, советник Президента РФ по культуре и искусству, президент Российского комитета Международного совета музеев. В дни проведения форума он охотно поделился впечатлениями о Хакасии и рассуждениями о развитии культуры в стране.

Как вы узнали о проведении Культурно-туристского форума в Хакасии?

Об этом форуме я давно слышал от многих людей, которые принимали в нём участие ранее.  Меня приглашали на предыдущие мероприятия, но приехать не получалось. Нынешний мой приезд – первый на форум и в Хакасию вообще. И всё, что мне рассказывали, подтверждается. Я высоко оцениваю эту инициативу и очень здорово, что она развивается. Заметно внимание главы республики к этому мероприятию, который принимает участие в пленарных дискуссиях, встречается с молодёжью. Чувствуется, что форум и его детище тоже. Необходимо всячески поддерживать подобные культурные инициативы. Убеждён, что это позитивно скажется в дальнейшем на развитии региона в целом.

Какова цель вашего визита на форум?

Каких-либо практических задач передо мной не стояло. Но, конечно, всю полученную здесь информацию я буду использовать в своей работе. На сегодняшний день крайне важным для меня является изучить территориальный аспект культурной политики. Практически каждый регион имеет свою специфику, свои тонкости и отличительные черты. Мне важно, чтобы это корреспондировалось с базовыми понятиями о культуре, которые для всей России должны быть одинаково актуальными. Иными словами, региональные подходы в развитии культуры не должны противопоставляться  общенациональным идеям.

Раз речь зашла о региональном компоненте, какие особенности культурного развития характерны для Хакасии?

Одна из особенностей заключается в том, что самих хакасов в республике менее 15 процентов. Понятно, что это не большая часть населения, но привлекать внимание именно к  этой – традиционной – культуре крайне важно. В этой связи я хотел бы отметить содержательное выступление Татьяны Чаптыковой, музыковеда, заслуженного деятеля искусств Республики Хакасия, на пленарном заседании форума. Она обозначила ярко выраженное понимание важности бережного сохранения хакасских национальных традиций, обычаев, языка.

Мы живём в одной большой стране, нас объединяют язык и культура, но при этом мы должны сохранять традиции даже самых малых самостоятельных национальных образований. Этот момент взаимообогащения крайне важен.

На форуме присутствовали жители Таймыра, представители народности, которых осталось всего 800 человек. Задача государства – сберечь их культуру. Мы должны архивировать то, что есть, и поддерживать инициативы, позволяющие максимально долго сохранять всё живое в этой культуре – язык, обычаи, традиции.

Как вы относитесь к новаторству в искусстве?

Очень хорошо отношусь. Это взаимосвязанные вещи и досадно, что люди достаточно часто пытаются противопоставить традиционные и новаторские формы искусства. Всё это единый неразрывный процесс культурной деятельности. Плохо, когда под новаторством понимаются попытки эпатировать публику. Любое новое искусство всё равно базируется на фундаменте традиций. Например, все знаменитые художники, представлявшие современные течения, блестяще владели классической школой живописи, потому они и позволяли себе эксперименты в поиске других направлений.

В целом же искусства не бывает без поиска новых форм, которые, конечно, не должны выходить за рамки законодательства или за пределы общепринятых морально-этических норм. Поэтому просто нужно отличать хорошее от плохого, а не новаторское от традиционного.

У вас, как у праправнука Льва Толстого, нельзя не спросить: как вы относитесь к новому прочтению классики, современной интерпретации произведений?

По-разному. Бывают весьма удачные трактовки – и экранизации, и театральные постановки. А бывают менее удачные. В любом случае это неизбежно, потому что великие произведения прошлого в каждый новый период времени заново переосмысливаются. А в хрестоматийном материале творчески реализуются новые поколения режиссёров, актёров, музыкантов, которые используют этот материал для выражения важных для них мыслей, идей и форм.

В целом я хорошо отношусь к тому, что современники возвращаются к классическим произведениям, потому что даже не самая удачная экранизация заставляет людей обратится к первоисточнику – купить книгу и прочитать роман. Поэтому любое бытование классических произведений в новой реальности – это хорошо.

Оценивая современное состояние нашей культуры, скажите, что, на ваш взгляд, является основной её проблемой, а что – главным достижением?

Проблем серьёзных много. Во-первых, это неравенство территорий. Понятно же, что чем дальше люди проживают от столиц – Москвы, Петербурга, других крупных городов, тем меньше у них возможностей. Я говорю даже не о доступе к культурным ценностям, а об элементарных вещах, таких как кинотеатр или музыкальная школа. Люди не только не могут увидеть какие-то произведения искусства, но и  самим в искусстве реализоваться из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры. Поиск новых дарований в равной степени важен, как и поддержка уже имеющихся талантов. Ведь важно  не только взращивать великих творцов, но воспитать благодарных  зрителей, слушателей, читателей. А если человек с раннего детства не приучен к общению с искусством, нельзя рассчитывать, что это когда-нибудь придёт к нему само. Поэтому я переживаю, когда узнаю, что сокращается дополнительное образование, количество детей, обучающихся в художественных и музыкальных школах. Таким образом, мы теряем и потенциально талантливых людей, да и зрителя вообще.

Если говорить о прорывах, они, безусловно, есть. Отрадно, что несмотря ни на что у нас открываются новые важные объекты культуры. Например, здесь, в Республике строится музейный центр. Вообще культурное развитие Хакасии – это пример для подражания. Посмотреть хотя бы на то, сколько на форуме удалось собрать выдающихся мастеров искусства, сколько проектов запустить. То, что сюда приезжают гости из соседних регионов, безусловно, важно, но ещё важнее, что сюда прибыли гости из Калининграда, Крыма, Москвы. Это и есть отлаживание горизонтальных связей, которые «сшивают» нашу большую страну, подчёркивая всё многообразие её культуры.