ВАЛЕНТИН ГАВРИЛОВ: «МУЗЕИ МОГУТ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОРГАНИЗАТОРАМИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

ВАЛЕНТИН ГАВРИЛОВ: «МУЗЕИ МОГУТ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОРГАНИЗАТОРАМИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»

ВАЛЕНТИН ГАВРИЛОВ: «МУЗЕИ МОГУТ И ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОРГАНИЗАТОРАМИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА»
13.07.2014

Заслуженный архитектор России, обладатель множества профессиональных званий и регалий Валентин Гаврилов представил на IV Международном культурно-туристском форуме в Хакасии проект строящегося в регионе Национального музея. Стройка века, действительно масштабная, особенно если учитывать непростые «условия жизни» музеев в современной России. Увлеченный профессией Валентин Гаврилов – о прошлом, настоящем и будущем музеев.

Музей и национальная идея     

Росси обязательно нужно, чтобы были музеи. Знаете, в уставе Исторического музея от 1885 года написано: «музей есть самое мощное, самое сильное место для постижения национального самопознания, хотите найти национальную идею – идите в музей». Действительно, для народа очень важно, чтобы в городе был храм красоты. Необходимо, чтобы люди шли в музей, чтобы они творили,  развивались. Не нужно баловать детей, нужно приучать их творить, а они будут делать это с удовольствием. Недаром при Эрмитаже сегодня успешно существуют детские кружки, оркестр.

В Мексике за последние 20 лет было создано почти 500 музеев, у нас же все разрушается. Это печально. Ведь музеи могут и должны быть организаторами городского пространства. Уберите из Санкт-Петербурга музеи – что в нем останется?

Музей и история

Все зависит от руководителей городов. Если раньше князья, цари, фараоны понимали: чтобы город не захватили, нужно правой рукой сделать архитектора. Архитекторам, строителям доверяли. Самая большая крепость в мире – Смоленская. Кто строил? Многие ответят: итальянец. Нет, русский, Федор Конь, за четыре с половиной года.

Недаром Екатерина II писала: «Сегодня я завладела великим рисовальщиком Камероном, который создал удивительную книгу о римских термах, и мы собираемся сделать подобные в России». Причем у нее самой были потрясающие знания архитектуры, а это важно, когда заказчик подкован в вопросе.

Даже в Институте благородных девиц одним из предметов была архитектура.

Музей и власть

В сентябре в Санкт-Петербурге пройдет большой форум на тему «Музей и власть», на него приедут специалисты из Германии, Америки, других стран – человек четыреста. И всегда хочется донести до правителей – вы займитесь музеями, хватит враждовать, и тогда найдется сразу национальная идея. Простой народ всегда хочет мира. Самое главное – показать, что есть на свете совесть и Бог.

Вопросов к подходам к строительству музеев у меня много. Принципы градостроительства должны основываться на том, что архитектура – это живопись и математика. Когда возводится музей, нужно учитывать, что у него должно быть развитие, думать на 10 лет вперед. Это сразу должен быть музейно-туристский комплекс. Важно заранее рассчитать, как люди приходят, чем они занимаются на территории и так далее. И чтобы это правильно работало, общую планировку, здание, интерьеры, да каждый стул – все придумывает один архитектор. Как один дирижер в оркестре, он видит общую картину, руководит всеми процессами.

И, конечно, конкурсы не должны проводиться за месяц, как это нередко делается. Чтобы разработать комплексный проект, общую концепцию, нужно полгода.

Музей и Хакасия

Тем поразительнее, что в Хакасии сегодня реализуется этот масштабный проект – строится Хакасский национальный краеведческий музей им Л.Р. Кызласова. Это стало возможно только благодаря главе Республики Хакасия Виктору Зимину. Он сразу поддержал это решение, собрал хорошую команду.

Новый музейно-культурный комплекс сможет выполнять функцию представительского центра и позволит руководству республики Хакасия проводить на своей территории торжественные мероприятия и официальные встречи.

Музей задуман как универсальный объект. Форма здания подчеркивает основную идею – создание Храма культурного и духовного наследия республики Хакасия. В южной его части будет расположен главный вход, в северной – вход в административные помещения, на западе – входная зона в конференц-комплекс, с востока – вход в помещения фондохранилища. Причем, на юге также запланирован зимний сад, а экспозиции будут так повернуты на север, чтобы при открытых окнах посетители видели этнографическую зону. Есть в проекте и прекрасный блок концертного зала на 800 мест, акустика в нем будет потрясающая.

На прилегающей к музею территории в дальнейшем будут размещены уникальные открытые экспозиции «археологический парк» и «этнографическая деревня».