ЕФИМ РЕЗВАН: «ХАКАСИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ МЕККОЙ»

ЕФИМ РЕЗВАН: «ХАКАСИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ МЕККОЙ»

ЕФИМ РЕЗВАН: «ХАКАСИЯ МОЖЕТ СТАТЬ ТУРИСТИЧЕСКОЙ МЕККОЙ»
07.07.2014

В рамках IV Международного культурно-туристского форума «Сибер Ил» было подписано соглашение о культурном сотрудничестве между Правительством Республики Хакасия и Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН. О значимости и перспективе сотрудничества республики с культурной столицей страны мы побеседовали с заместителем директора Музея антропологии, доктором исторических наук, профессором Ефимом Резваном.

Ефим Анатольевич, связь между Санкт-Петербургом и Хакасией имеет какую-то предысторию?

Для меня – однозначно. Когда я ехал сюда (а это мой первый визит в Хакасию) я удивился этому стечению обстоятельств. По долгу службы я немножко знал о хакасской культуре, о самой республике по тем коллекциям, которые хранятся в нашем музее. Более того, я издаю большую научную серию, которая называется «Кунсткамера – Архив», и в ней публикуются научные работы коллег, которые по разным причинам не были изданы. И совсем недавно мы выпустили первый том трудов Надежды Дыренковой – выдающегося тюрколога, которая как раз специализировалась на Хакасии. К огромному сожалению, она погибла в блокадном Ленинграде прямо за рабочим столом нашего музея. Я написал предисловие к её работе, которую мы издали, и кто бы знал, что вскоре я окажусь в том краю, где работала Надежда Петровна. Поэтому, с одной стороны, я увидел то, что и ожидал, но, с другой – всё увиденное собственными глазами всегда воспринимается иначе.

Интересно узнать о ваших собственных впечатлениях от форума и Хакасии.

Мне бы хотелось остановиться на двух моментах – внешней и внутренней стороне мероприятия. Хакасия – потрясающе красивая сторона, на мой взгляд, совсем не раскрученная. Этот край полон чудес – природных и историко-культурологических. Он может стать туристической Меккой – это факт. Вторая история, которая просто не могла не потрясти меня – высочайший уровень организации форума. Я принимал участие в конференциях на всех континентах, сам организовывал множество из них и представляю, как это делается. То, что я увидел здесь – не просто форум, это арт-объект мирового уровня! Отлично выстроенная логистика, удивительное гостеприимство, креативность и высочайший профессионализм – этим всем я был потрясён.  Теперь о содержательной стороне форума. К реализации подготовлена целая серия проектов в области культуры. Надеюсь,  мой музей примет активное участие в дальнейшей работе. Ведь во многом культурное наследие Хакасии хранится именно в Петербурге. Это естественно, что в столице империи аккумулировались такие вещи. Я говорю о двух этнографических музеях и Российской национальной библиотеке. Например, в Пушкинском доме хранится коллекция аудиозаписей, и я уверен, что там есть и хакасский национальный фольклор, причём это может быть запись 1905 года.

В Российской национальной библиотеке может храниться набор книг о Хакасии, которых в самой республике уже не найти. Наконец, есть у нас центральный государственно-исторический архив, где аккумулированы документы, связанные со всеми ведомствами. Там работает цензурный комитет, который раньше говорил, что издавать, а что – нет. Изданное можно найти в библиотеке, а неизданное – хранится в фондах этого цензурного комитета. Сейчас нам ничего не мешает поднять и оцифровать все эти вещи и создать в Хакасии в рамках нового музея фонд электронного наследия.

На форум мы привезли часть фотоархива этнографа Степана Майнагашева, посвящённого Хакасии. Сама коллекция хранится в Петербурге, в нашем музее. При серьёзном государственном подходе мы также можем перенести её в электронном виде сюда. Этому не мешает ничего, нужна лишь добрая воля.

Какова была ваша цель участия в форуме «Сибер Ил»?

Чисто базовая: я подписывал соглашение о сотрудничестве. Однако по итогам форума я понял, сколько нового и полезного я вынес отсюда. Для всех участников тут состоялась мозговая атака. Здесь собрались люди, которые наделены определённым опытом, которые знают, как решаются те или иные проблемы. Все мы учились друг у друга.

Я благодарен судьбе за то, что побывал в Хакасии и встретил здесь массу интересных людей, о которых слышал, читал. Мне кажется, что спорт-отель «Гладенькая» стал на несколько дней одним из важнейших центров российской культуры. Теперь моя цель – продолжить взаимодействие с Хакасией, укрепить культурный союз республики и Санкт-Петербурга. Уверен, это сотрудничество будет весьма перспективно.

Большое внимание на форуме было уделено проблемам традиционной хакасской культуры. Не секрет, что она испытывает трудности – вымирает язык, забываются обычаи и так далее. Как по-вашему, национальная культура способна возродиться?

Ясно, что проблемы с традиционной культурой существуют. Везде и во всём мире, но это не значит, что мы ничего не должны делать. На то и существует наука, музеи, культурные программы, чтобы эти вещи возрождать. Знаете, как возрождают популяцию животных? Где-то в зоопарке их выращивают, а потом выпускают в природу. По сути, мы должны делать то же самое. Главное – не фетишизировать культуру… Некоторое время я жил и преподавал в норвежском Бергене. Выхожу как-то в субботу из гостиницы и вижу женщину в национальном костюме. Я подумал вначале, что в городе проходит какой-то фестиваль, а оказалось, что все женщины Бергена по субботам надевают национальную одежду. Не потому что их кто-то заставляет, а потому что им это нравится. Во всякой национальной культуре есть масса вещей, которые запросто могут обрести новую жизнь. Слава богу, что есть люди и есть государство, которые готовы эти инициативы поддерживать. Важно помнить одно. Есть парадная культура – показная. Например, в СССР существовали народные ансамбли, которые принимали участие в любых больших концертах и все ждали, когда их концерт закончится, потому что было скучно, казённо и предсказуемо. А есть народная культура – она не официальная, а живая и интересная. Её и нужно возрождать. На этом форуме, как мне кажется, решается, в том числе, и эта задача. И я уверен – в Хакасии есть все условия для того, чтобы национальная культура восстанавливалась и возрождалась именно таким образом.