ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ДЕТЯМ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ДЕТЯМ

ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ДЕТЯМ
07.07.2014

В поколении, которое принято называть «нечитающим», много детей с удовольствием читают и обсуждают книги. Чтобы вырастить такого ребенка, нужно вовремя познакомить его с литературой. Поможет в этом родителям сайт «Папмамбук: для тех, кто читает детям». Его главный редактор, кандидат педагогических наук, детский писатель и журналист Марина Аромштам рассказала немало интересного о том, для чего нужна детям привычка читать. С Мариной мы встретились в Хакасии – в дни проведения IV Международного культурно-туристского форума «Сибер Ил» на территории спорт-отеля «Гладенькая».

Как появилась идея создания «Папмамбука»?

Огромное количество сайтов для родителей публикуют анонсы и обзоры книг. На филологических ресурсах размещают рецензии критиков, которые очень любят ругать книжки. Но когда зарождалась идея нашего сайта, очень важно было отойти от устоявшихся представлений о том, что надо рассказывать о книгах. Мы говорим не столько о книгах, сколько о том впечатлении, которое они могут произвести на детей, о процессе восприятия текста и иллюстраций. В рубрике «Я читаю детям» родители, педагоги, библиотекари рассказывают о своих наблюдениях. Например: «Я предложила ребёнку прочитать книжку. Он не дослушал, начал перебивать, задавать вопросы», или «Он слушал, затаив дыхание», или «Он выслушал, ничего не понял, и мы начали разбираться вместе». Мы описываем процесс чтения, его психологию. Это то, что отличает сайт «Папмамбук» от других.

В чём особенности восприятия ребёнком книги, которую читают ему родители? И с каких книжек лучше начинать?

Я постоянно пишу об этом статьи, которые можно прочитать на «Папмамбуке» в разделе «Растим читателя». Но общих рекомендаций недостаточно. При выборе книги, и даже места и времени для чтения очень важны индивидуальные особенности ребенка, его личный опыт. Даже самые маленькие дети уже способны выбирать книги для чтения. И часто их предпочтения оказываются неожиданными для взрослых. Дети, например, могут оказаться равнодушными по отношению к любимым книгам детства пап и мам. Но в этом нет ничего катастрофического. Главное, чтобы ребенок в принципе хотел слушать книжки и рассматривать картинки.

Есть книги, которые вредно читать?

И здесь все слишком индивидуально. Книжка, которая занесена в реестр самых замечательных, иногда производит на детей непредсказуемое впечатление. Чтобы это проиллюстрировать, расскажу пример из другой области. Однажды, когда я работала учителем, в мой класс пришел представитель ГАИ – провести занятия по ПДД. Он рассказывал детям, второклассникам, как правильно переходить дорогу, и для пущей убедительности приводил «живописные» примеры детского травматизма,  картинки показывал. А утром следующего дня мне позвонили родители одной из учениц: девочка не спала всю ночь и отказывалась идти в школу, потому что боялась переходить дорогу. Она восприняла не назидательно-прагматическую сторону рассказа, а исключительно его эмоциональную составляющую. Результатом просветительской работы оказался испуг ребенка.

Но это не значит, что нужно запрещать занятия по ПДД или образный рассказ. Это значит, что нужно по возможности учитывать индивидуальные особенности психики ребенка. Особенно, когда речь идет о таком важном и интимном процессе как чтение (переживание читаемого, прочитанного – глубоко личный процесс).

Поэтому я противник составления списков запретных книг. Иногда родители пишут мне, что дети отказываются читать или слушать истории, в которых кто-то гибнет. Что делать? Бросить читать? Я отвечаю: предлагайте ребёнку другие книги, которые будут по силам его восприятию. Существуют «мягкие», нестрашные сказки, с ослабленным драматическим напряжением, но при этом высокохудожественные. Но это рекомендация для конкретного ребенка. Потому что вообще-то у детей в определенном возрасте (например, в шесть-восемь лет) есть психологический запрос на «страшное». Дети так и говорят: «Хочу страшную сказку. Хочу бояться». Такой запрос связан с особенностями развития в этот момент, в частности – с особенностями развития воображения и познавательной сферы. Бывают и случаи «крайние». Одна мама мне как-то написала, что ее четырехлетний малыш вообще отказывается слушать сказки, где кто-нибудь кого-нибудь не ест. Тут, конечно, нужно с мамой серьезно разговаривать и выяснять, почему у ребенка сформировался такой запрос. Видимо, в его случае чтение выполняет роль канала, отводящего агрессию. Какие-то серьезные психологические проблемы его мучают. Но если этому малышу не читать то, что он хочет слушать, скорее всего, он откажется от чтения. А чтение – это важный инструмент, который можно использовать в «комплексной психотерапии». Даже если в данный момент детский выбор кажется нам однобоким.

То есть было бы неправильно взять и запретить страшные книги. Страшное страшному рознь. И должна сказать, что дети боятся совсем иначе и совсем иного, чем взрослые.

Как вы учили читать своих детей?

Мы с мужем просто много читали детям вслух. Думаю, можно назвать обоих моих сыновей читающими, особенно младшего, он более «книжный». Правда, старший сын читает, в основном, литературу, необходимую для работы. Он актер. Сейчас у меня уже два внука. Невероятно любопытно наблюдать, как маленький ребёнок в возрасте года и 10 месяцев уже выбирает себе книги для чтения.

Когда ребёнок начинает читать сам, чем его восприятие отличается от восприятия взрослого человека?

В отечественной психологии считается, что к 5 годам у ребенка полностью формируется речь, то есть он овладевает практически всеми основными грамматическими конструкциями языка. А это значит, что все необходимое для развития мышления уже заложено. К пяти годам у него уже в достаточной степени развито воображение, он может, пытается выражать свои переживания словами. То есть такой ребенок уже вошел в словесную культуру. И нельзя сказать, что маленький ребенок устроен проще, чем взрослый. Дети испытывают весь спектр чувств: любовь, ревность, завись, злость, щедрость, умиление. Главное отличие ребенка от взрослого – в опыте. И в опыте взаимоотношений, и в опыте телесном, и в опыте мыслительном. А опыт – это то, на что опирается восприятие текста. В пять лет, тем не менее, ребенок уже обладает определенным личным опытом, по-своему уникальным. С этим опытом он и соотносит читаемое. На этот опыт – действий и переживаний – и опирается его восприятие при чтении.

Для детей постарше на «Папмамбуке» есть рекомендации?

Согласно концепции нашего сайта, мы пишем только о тех книгах, которые взрослые читают детям. То есть о книгах, адресованных по преимуществу малышам от полутора до 8-ми лет. Что касается самостоятельно читающих детей, особенно подростков, мы считаем, что они сами должны рассказывать о книгах, которые им интересны. Поэтому для подростков мы проводим конкурс «Книжный эксперт XXI века» под девизом «Сам читаю – сам пишу». Конкурс – это своеобразная дискуссионная площадка, где можно высказать свое отношение к прочитанным книгам. Подростки присылают на конкурс эссе, комментируют чужие работы. В состав жюри у нас тоже входят подростки – победители предшествующих сезонов.

Те, кто отличился на конкурсе, становятся впоследствии авторами сайта. Лучшие работы мы публикуем в рубрике «Мне больше десяти, и я читаю это!».

В выступлении на форуме «Сибер Ил» вы упоминали, что занимаетесь еще и вопросами модернизации библиотек. Какими именно?

Это проекты, в задачу которых входит перестроить работу с читателями. Традиционно партнерами библиотек были школы. А нужно сделать так, чтобы библиотеки стали рассматривать в качестве адресата своей деятельности не только образовательные учреждения, но и семью. Мы открываем в библиотеках подростковые клубы, где дети обсуждают книги и могут говорить о себе. Часто на занятия приходят родители, которые являются пассивными и активными участниками клубных встреч. Если библиотека затевает праздник, на него приглашают и детей, и родителей. И такие новые форматы, в целом, вводить получается. Главная задача процесса модернизации детской библиотеки, на мой взгляд, – изменить взгляд на функции библиотекаря. На смену классическому библиотекарю – хранителю книг должен прийти библиотечный педагог, который может организовывать детскую жизнь вокруг книги.